Образование в современной Беларуси рассматривается и оценивается в категории качества. Качество образования рассматривается как степень достижения поставленных образовательных целей и задач, степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования (педагога, учащихся, законных представителей) от предоставляемых учреждением услуг. Таким образом, качество образования — это его результативность. Результатом образовательного процесса выступают компетентности учащихся, формирование которых происходит в процессе обучения, ориентированного на действительное понимание, осмысленное знание и на обеспечение возможности практического использования и применения этого знания.
Глобальные изменения, которые происходят во всех сферах нашей жизни, проявляются и в сфере образования. В настоящее время перед нашим обществом и школой стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности. Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть компонентов: – читaтельская грамотность; – матeматическая грамотность; – естественнонаучная грамотность; – финансовая грамотность; – креативное мышление; – глобальные компетенции и все чаще сегодня звучит еще одна составляющая это компьютерная грамотность.
Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.
Пример. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения. Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.
Читательская грамотность
Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения.
На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.
Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?
Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.
Математическая грамотность
Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.
Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится.
Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.
Естественно-научная грамотность
Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.
Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях.
Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.
Глобальные компетенции
Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.
Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Учащимся предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.
Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.
Креативное мышление
Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны.
Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.
Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.
Финансовая грамотность
Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.
Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.
Компьютерная грамотность
Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.
Компьютерная грамотность заключается в умениях:
работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности.
пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях.
Способы развития функциональной грамотности учащихся варьируются от предмета к предмету, однако и есть основные правила, которые универсальны для каждого предмета и учителя
Основные правила и их основные особенности:
привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
соответствие возрасту обучающихся;
системность и взаимосвязь знаний и факторов.
Особенности формирования функциональной грамотности на II и III ступенях общего среднего образования.
На II и III ступенях общего среднего образования предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С учащимися можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.
Задания даются на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.
Для развития критического мышления на II и III ступенях общего среднего образования анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить выстроить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.
Формирование функциональной грамотности учащихся — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.
Владение фyнкционaльной гpaмотностью сeгодня – этo не просто норма, но и требование времени. Как рaзвить навыки фyнкциональной грaмотности?Главная роль здесь отводится учителю. Есть пять спoсобов стaновления и совершенствования фyнкциональной гpaмотности:
1. Мыcлить кpитично: стaвить под сoмнение факты, обрaщать внимaние на конкpетность цифp, суждений, идeй.
2. Рaзвивать кoммуникативные нaвыки: фoрмулировать глaвную мысль, рaccматривать прoблему, задaчу с учетом рaзных позиций — своей, слушателя, автора. Не бoяться выступать перед пyбликой на семинарах педагогичеcкого сooбщества рaзного yровня, дeлиться свoими идеями и выносить их на обсyждение.
3. Учaствовать в кoнференциях, форyмах, дискуссиях, вебинарах, в конкурсах профессиoнального мастерства.
4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Кaк можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения.
5. Организовывать свой процесс познания и развития (План саморазвития. План профессионального роста, План работы над темой по самообразованию): ставить перед собой профеccиональные цели и зaдачи, разрабатывать поэтапный план, искaть нестандaртные решeния, анализировать дaнные, делaть вывoды»
Функциoнальная грaмотность помoгает людям использовать запас имеющейся информaции, применять еe на практике и рeшать сложные жизненныe задaчи. Она основывается на реальной грамотности людeй и ширoте их знaний о мире, помогает мыcлить незaвисимо и делать собственные вывoды обо всем, что происхoдит вoкруг.
Формирование функциональной грамотности обучающихся. Тематический библиографический список.
Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся.
Формы и методы формирования функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку.
Педсовет-коворкинг “Функциональная грамотность: как учить для жизни?”
Педсовет-квест “Функциональная грамотность: от теории к практике”.
Функциональная грамотность. Правила жизни в мире веществ (7-11 классы). Методические рекомендации.
Единый портал финансовой грамотности.

В помощь учителю
Банк практико-ориентированных заданий
Информатика
Задание№1 Стоимость базового комплекта компьютера
Иннокентий Мимишкин решил купить себе персональный компьютер. В продаже имеются следующие устройства:
Наименование товара | Цена | Наименование товара | Цена |
Клавиатура | 1200 руб. | Монитор | 8500 руб. |
Мышь | 450 руб. | Джойстик | 2500 руб. |
Сканер | 4500 руб. | Системный блок | 27000 руб. |
Принтер | 7300 руб. | Модем | 1800 руб. |
Сколько денег потратит Иннокентий при приобретении минимального комплекта устройств, обеспечивающих работу компьютера?
Задание №2 Объем видеофайла
Поместится ли фильм «Послезавтра» на компакт-диск, если известно, что файл фильма занимает на диске 705768 КБ, а емкость компакт-диска 680 МБ?
Задание №3 Объем графического файла
Подсчитайте объем памяти, требуемый для сохранения изображения с размером 1024 × 768 пикселей и с глубиной цветности 24 бита. Назовите известный вам носитель информации, оптимально подходящий для хранения такого файла.
Задание №4 Объем текстового файла
Оцените в байтах объем текстовой информации в «Современном словаре иностранных слов» из 740 страниц, если на одной странице размещается в среднем 60 строк по 80 символов (включая пробелы) в кодировке Windows-1251.
Задание №5 Объем звукового файла
Известно, что звуковые файлы в формате MP3 занимают приблизительно от 1,5 до 4 Мб. В одном альбоме обычно содержится 19 песен. Сколько музыкальных альбомов поместится на компакт диск емкостью 680 Мб? А на DVD диск емкостью 4,26 Гб?
Задание №6 Скорость передачи данных в Интернете
А) Определите информационный объём переданных данных в килобайтах, если скорость передачи данных по некоторому каналу связи равна 512 000 бит/с, передача данных через это соединение заняла 16 секунд.
Б) Сколько времени будет скачиваться аудиофайл размером 7 200 Кбайт при интернет-соединении с максимальной скоростью скачивания 192 Кбит/с?
Задание №7 Декодирование информации
Оператор станков с ЧПУ закодировал некое предложение. Сначала он перевел каждую букву в число (кодовая таблица Windows-1251). Потом число из десятичной системы перевел в двоичную систему. Затем нанес специальные метки на перфокарту. На рисунке 1 соответствует знак •, 0 соответствует знак ○. Каждая строка — новое число. Раскодируйте следующий рисунок (получится слово или несколько слов).
• | • | ○ | ○ | • | ○ | • | • |
• | • | • | • | • | • | • | ○ |
• | • | • | ○ | ○ | ○ | ○ | • |
• | • | • | • | • | ○ | • | • |
• | • | • | ○ | ○ | • | ○ | • |
Задание №8 Системы счисления
Внизу представлено оцифрованное черно-белое изображение. Каждый пиксель черно-белого изображения кодируется 1, если он окрашен и 0 — в противном случае. Каждая строка изображения для компактности представлена в виде шестнадцатеричного числа. Декодируйте изображение.
0070; 00FC; 00F7; 00FF; 8078; C060; C070; FFF8; FFB8; FF38; 8E78; E0F0; 7FE0.
Задание №9 Кодирование текстовой информации
Два друга пишут друг другу электронные письма. Первый друг отправил второму письмо в кодировке Windows-1251. Второй письмо получил, но по ошибке прочитал его в кодировке КОИ-8. Получился бессмысленный текст, одно из предложений которого имело вид:
кЧАЮЪ ХМТНПЛЮЖХЪ ЛНФЕР АШРЭ ОПЕДЯРЮБКЕМЮ Я ОНЛНЫЭЧ ВХЯЕК.
Какое предложение было в исходном сообщении?
Задание №10 Табличное моделирование
Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики — 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе — 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55 000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы — 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура —36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22 000 раз. Расстояние до Акрукса — 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72 500 раз. Расстояние до Антареса — 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса — 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды — 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана — 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба — 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля — 820 световых лет.
- Дайте название полученной таблице.
- Ответьте на вопросы:
- Какая звезда самая удаленная? Денеб
- Какая звезда самая близкая? Арктур
- Какая звезда самая яркая? Денеб
- Какие звезды по яркости находятся между звездами Антарес и Альдебаран? Полярная, Спика, Акрукс
Задание №11 Очевидное невероятное (Системы счисления)
Один мальчик так написал о себе: «У меня 24 пальца, на каждой руке по 5, а на ногах 12». Как это могло быть?
Задание №12 Канал передачи информации
Сотовая связь «Баргузин» установила льготный тариф. Если длительность разговора НЕ превысит 3 минуты, то каждая минута будет стоить 70 копеек. Если длительность разговора превысит 3 минуты, то каждая следующая минута будет стоить 60 копеек, пока длительность разговора НЕ превысит 10 минут, то каждая следующая минута будет стоить 40 копеек. Сколько будет стоить в копейках весь разговор, если разговор продолжался:
1) 2 минуты; 2) 3 минуты; 3) 7 минут; 4) 10 минут; 5) 15 минут
Ответ выразить в копейках и записать числами и записать по формату, например, «1) 50 2) 40» и так далее. Слово «коп» и прочее писать не нужно.
Задание №13 Моделирование. Табличная База данных
Четные дни недели – это 2, 4, 6, то есть вторник, четверг и суббота.
Ольга Смирнова, проживающая на Урале, в конце рабочего дня во вторник в 16.30 получила по электронной почте от своего заморского друга Ивара Йохансона, с которым познакомилась в Интернете, сообщение, что он приезжает в Москву и хотел бы с ней познакомиться в реальном мире. Ольга сразу оформила отгул и поехала на вокзал, чтобы взять билет на московский поезд. Железная дорогая работает по московскому времени, поэтому все расчеты ведутся по этому временному поясу. Ольга увидела расписание:
Номер поезда | По каким дням | Время отправления | Время в пути |
5577 | чет | 15.00 | 28 час 30 минут |
4499 | нечет | 14.30 | 27 час 30 минут |
2288 | чет | 10.00 | 28 часов 15 минут |
Ольга хочет как можно быстрее приехать на встречу к Ивару.
Вопросы:
1) На поезд какого номера она возьмет билет?
2) В какой день недели выедет поезд? Ответ записать по формату, например, «в воскресенье».
3) В какой день недели приедет поезд? Ответ записать по формату, например, «в воскресенье».
4) Какое это будет время в часах и минутах? Ответ записать по формату, например, «6 час 30 мин».
Задание №14 Определение подлинности товара по его штрихкоду
- Сложить все цифры, которые стоят на четных местах. (6+1+4+0+1+9=21)
- Полученную сумму умножить на 3. 21*3=63
- Сложить все цифры, которые стоят на нечетных местах, без контрольной цифры. (4+0+5+6+2+2=19)
- Сложить числа, полученные в пунктах 2 и 3. (63+19=82)
- От полученной суммы отбросить десятки. 2
Учитель показывает алгоритм определения подлинности товара по его штрихкоду. Если полученная в результате расчета цифра совпадает с контрольной цифрой в штрихкоде, то товар лицензионный, иначе поддельный. Написать программу на Паскаль с использованием команд ветвления, выдающую сообщение о том, является ли товар, штрихкод, который был проанализирован, лицензионный или подделкой.
Задание №15 Старинная задача
Сколько можно купить быков, коров и телят, если плата за быка
10 рублей, за корову – 5 рублей, за теленка – полтинник (0,5 рублей), если на 100 рублей надо купить 100 голов скота.
Задание №16 Ремонт стены
Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна А метров, а высота – В метров. Рулон обоев имеет длину 12 метров и ширину 1м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона К руб.
Задание №17 Прибыль за год
Банк начисляет на вклады 5% каждый месяц (т.е. каждый месяц вклад увеличивается на 5% без участия вкладчика). Напечатать таблицу увеличения суммы вклада по месяцам на год. Сумма вклада вводится с клавиатуры.
Задание №18 Тренировка
Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал A км. Каждый день он увеличивал дневную норму на 10% от нормы предыдущего дня. Какой суммарный путь пробежит спортсмен за B дней. Решить задачу для произвольного процента (т.е. его величина вводится с клавиатуры).
Задание №19 Прирост рыбы
Ежегодный прирост рыбы в пруду составляет 15%. Запасы рыбы оценены в A тонн. Ежегодный запас отлова B тонн. Наименьший запас рыбы, ниже которого запас уже не восстанавливается, составляет С тонн. Составить алгоритм и программу, подсчитывающую, сколько лет можно выдержать заданный план.
Физика
Практико-ориентированные задачи по механике
1. Учитель выезжает из дома в сельскую школу в 6:30 утра, двигаясь при этом со средней скоростью 65 км/ч. Время его прибытия в школу – 7:20. Какое расстояние проезжает учитель ежедневно. Сколько он мог бы сэкономить денег за месяц, если бы ездил на общественном транспорте, при условии, что проезд в одну сторону стоит 3 рубля? Расход бензина его машины 7 литров на 100 км. Цена за 1 литр бензина 2,5 рубля.
2. Каждый день учителю живущему в с. Грабово необходимо ездить на работу за 40 км в с. Рамзай. Рабочий день начинается в 9:00. Учитель ездит на работу на личном автомобиле. Весь его путь делится на 3 этапа. Первый участок пути учитель едет со скоростью 60 км/ч в течение 15 минут. На втором участке пути водитель попадает в «пробку» длиной 3 км и движется со средней скоростью 15 км/ч. Оставшийся участок пути учитель проезжает со средней скоростью 70 км/ч. Во сколько часов утра необходимо выехать учителю, чтобы приехать на работу за 20 минут до начала рабочего дня?
3. Девочка Зоя живёт в доме, стоящем около дороги между остановками «Буратино» и «Василёк» на расстоянии 1,2 км от остановки «Буратино». В направлении от остановки «Буратино» к остановке «Василёк» по дороге каждый день проезжают автобус со скоростью 45 км/ч и трамвай со скоростью 20 км/ч. На остановку «Василёк» они приезжают одновременно в 8 часов утра. В какое самое позднее время должна выйти из дома девочка, чтобы успеть уехать на автобусе? На трамвае? Девочка ходит со скоростью 6 км/ч, расстояние между остановками 3000 м. Время, которое транспорт стоит на остановке, очень мало.
Практико-ориентированные задачи по молекулярной физике
и термодинамике
1. На приусадебном участке расположен небольшой бассейн с размерами 1600×1600×600 (в мм). За какое время с помощью электронагревателя мощностью 2 кВт можно нагреть в нём воду с 22 °С до 25 °С? Изначально уровень воды расположен ниже верхнего края бассейна на 10 см.
2. После прогулки девочка решила искупать свою собачку. Она взяла 2 сосуда с водой. В первом сосуде температура воды была равна 80 ℃, во втором – 28 ℃. Девочка налила в ванну собачки, размер которой 500×300×200 мм, 3 литра горячей воды. После чего девочка задумалась над вопросом: «Сколько нужно налить холодной воды, чтобы искупать собачку, если температура воды не должна превышать 50℃?». Ответ запишите в литрах.
3. На приусадебном участке расположен небольшой бассейн с размерами 1600×1600×600 (в мм). Сколько десятилитровых вёдер горячей воды с температурой 90 °С необходимо добавить в бассейн, чтобы повысить температуру с 22 °С до 25 °С ? Изначально уровень воды расположен ниже верхнего края бассейна на 10 см.
Практико-ориентированные задачи по электродинамике
1. Утюг простоял включённым в сеть 90 минут. Его мощность 2000 Вт. Сколько придётся заплатить домохозяйке, за свою невнимательность, если тариф 1 кВт·ч – 0,25 рубль.
2. В доме одновременно включены электроприборы: стиральная машина мощностью 2400 Вт, пылесос мощностью 800 Вт, утюг мощностью 2000 Вт и люстра с пятью рожками, в каждом из них лампочка 60 Вт. Выбьет ли пробки рассчитанные на 10 А?
3. В школьном кружке «Юный исследователь» шестиклассник Дима рассчитал количество лампочек в ёлочной гирлянде, соединённых последовательно. Известно, что одна маленькая лампочка рассчитана на ток I = 0,25 A и обладает сопротивлением R = 10 Oм. Напряжение, при котором включается такая гирлянда, имеет значение 220 В. Сколько лампочек получилось у Димы?
4. В воскресный день мама пекла блины и обратила внимание, что кусочек спирали перегорел, тогда папа отрезал перегоревший кусочек этой спирали, длиной 10 см. На сколько изменилась мощность электроплитки, если длина всей никелиновой спирали, сечением 0,1 мм2, была 5 м. Напряжение, подаваемое на плитку 220 В.
5. Мальчики на 8 Марта купили девочкам огромный торт, но не позаботились о соке. Узнав об этом, их классный руководитель дал мальчикам задание: «Нагреть чай в электрочайнике. А пока чайник греется, рассчитать его КПД. Электроплитка включается в сеть напряжением 220 В, на самой плитке написано 4,5 А. Вместимость чайника 1,5 литра, нагревается он до температуры кипения за 20 минут. Начальную температуру воды принять равной 20℃.
Математика
Задачи для учащихся 5 – 6 классов
1. Мама решила приготовить салат из огурцов, помидоров и редиски. Вся масса салата должна составить 400 г. Сколько нужно положить помидор, если масса огурцов составляет 150 г., а масса редиски в 2 раза меньше массы огурцов?
2. Семья собрала 17 кг брусники. Сколько получится свежевыжатого сока, если сок составляет 80% от массы всех ягод?
3. Купили 15 кг груш. На компот решили истратить 40% все груш, а остальное пошло на варенье. Сколько кг сахара нужно купить для варенья, если на 1 кг свежих груш нужно 800 г. сахара?
4. Для приготовления летнего салата для семьи нужно 500г помидор по цене 25 руб. за 1 кг, 300 г огурцов по цене 40 руб. , 30 г зеленого лука по цене 6 руб., 50 г майонеза по цене 50 руб. за упаковку массой 200 г. Какова будет стоимость салата?
5. На шоколадную фабрику привезли 2 ящика какао-бобов. В первом ящике было в 10,5 раз больше какао-бобов, чем во втором. После того как из первого ящика взяли 16 кг, а во второй добавили 22 кг, какао-бобов стало поровну. Сколько какао-бобов было первоначально в каждом ящике?
6. В магазин привезли 400 кг апельсинов. В первый день продали 15%, а во второй день 0,5 оставшихся апельсинов. Сколько осталось апельсинов в магазине?
7. В школьной столовой напекли пирожков. Ученикам старших классов выдали 120 пирожков, что составило 48% всего количества. Сколько всего напекли пирожков? Сколько пирожков выдали ученикам младших классов, если 17 пирожков осталось?
8. Для строительства гаража можно использовать один из двух типов фундамента: бетонный или фундамент из пеноблоков. Для фундамента из пеноблоков необходимо 5 м3 пеноблоков и 2 мешка цемента. Для бетонного фундамента необходимы 4 т щебня и 40 мешков цемента. 1 м3 пеноблоков стоит 2400 руб., щебень стоит 640 руб. за 1 тонну, а мешок цемента стоит 240 руб. Сколько будет стоить материал, если выбрать наиболее дешевый вариант?
Наиболее дорогой вариант?
9. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г. 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 8 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
10. Клиент взял в банке кредит 18000 руб. на год под 12% годовых. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?
11. Водителю выдали американский автомобиль, на спидометре которого скорость измеряется в милях в час. Какова скорость автомобиля в километрах в час, если спидометр показывает 26 мили/час? Ответ округлить до целого числа. Американская миля равна 1609 м.
12. В летнем лагере 245 детей и 29 воспитателей. В автобус помещается не более 46 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?
13. В школьной столовой питается 86 человек. На каждого полагается 15 г. масла в день. Сколько упаковок масла по 250 г. понадобится на 1 день?
14. Таксист за месяц проехал 10000 км. Стоимость 1 л. бензина 42 руб. Средний расход бензина на 100 км составляет 7 литров. Сколько рублей потратил таксист на заправку автомобиля?
15. Для приготовления асфальта берется 43,06% щебня, 40,19 % песка дробленого, 4,78 % песка природного, 4,31 % битума, 7,66 % минерального порошка. Сколько надо взять каждого вещества, чтобы сварить 15 т асфальта?
16. Группа студентов отправилась на экскурсию на Ленские столбы. На сколько мм.рт.ст. изменится атмосферное давление, если они поднялись на высоту 850 метров над уровнем моря, если у подножия горы атмосферное давление было нормальным? Каким будет атмосферное давление на вершине?
Решение:
- 850:10,5= 80,95≈819(р) столько раз по 10,5 м или снижение давления в мм.рт.ст
- 760 – 81= 679( мм.рт.ст) атмосферное давление на высоте 850 м над уровнем моря
17. Атмосферное давление при подъеме вверх снижается на каждые 10,5 м на 1 мм.рт.ст. Нормальное атмосферное давление на широте 45◦ при температуре 0◦С равно 760 мм.рт.ст. У поверхности земли атмосферное давление составляет 740 мм.рт.ст. Рассчитайте атмосферное давление на высоте 200 м. над уровнем моря.
Решение:
- 200: 10, 5=19,04≈19(раз) столько раз по 10,5 м или снижение давления в мм.рт.ст
- 740-19= 721( мм.рт.ст) атмосферное давление на высоте 200 м над уровнем моря.
18. В городе Тюмени у жителей появилась возможность подняться на воздушном шаре. Какое атмосферное давление будут испытывать воздухоплаватели на высоте 400м, если на земле оно было нормальным?
Решение:
- 400: 10,5= 38, 09≈38(раз) столько раз по 10,5 м или снижение давления в мм.рт.ст
- 760 – 38= 722( мм.рт.ст) атмосферное давление на высоте 400м.
19. Атмосферное давление воздуха составляло утром 720мм.рт.ст , а вечером 760мм.рт.ст. Как и на сколько изменилось атмосферное давление в данном населённом пункте?
Решение:
760- 720= 40 (мм.рт.ст) на столько повысилось давление
20. Какое атмосферное давление будет считаться нормальным на высоте 1000 м над уровнем моря? Изменение давления примите за 1мм. рт. ст на каждые 10м.
Решение
1)1000: 10=100(р) столько раз по 10,5 м или снижение давления в мм.рт.ст
2) 760-100= 660( мм.тр.ст) нормальное атмосферное давление на высоте 1000м над уровнем моря.
21. На сколько мм. изменятся показания барометра – анероида, если группа геологов поднялась с высоты 200м. на высоту 900м. над уровнем моря?
Решение:
- 900-200= 700(м) изменение высоты
- 700:10,5= 66,66…≈67( мм.рт.ст)на столько изменились показания барометра
22. Определите атмосферное давление на вершине горы, если атмосферное давление у подножия равно 720мм.рт.ст., а высота 1800м. над уровнем моря.
Решение:
1)1800: 10,5= 171,42≈171(р) столько раз по 10,5 м или снижение давления в мм.рт.ст
2)720 – 171=549( мм.рт.ст) атмосферное давление на высоте 1800м над уровнем моря
23. Отрезку на карте, длина которого 4,7см соответствует расстояние на местности в 94 км. Каково расстояние между городами, если на карте оно изображен отрезком 12,6см?
Решение:
94 км=9400 000см
- 9400 000: 4,7= 2000 000(р) во столько раз уменьшено расстояние на карте
- 12,6× 2000 000=126×200 000=25 200 000см=252(км) расстояние между городами
24. Длина железной дороги между поселками Беркакит и Томмот составляет 300 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте сделанной в масштабе 1:10 000 000?
Решение:
Данный масштаб показывает, что на карте расстояния уменьшены в 100 000 раз, 1км =100 000см, то есть в 1см карты содержится 100 км на местности.
300 : 100=30(см) длина линии на карте.
25. На плане местности изображена спортивная площадка прямоугольной формы. Какова площадь спортивной площадки на местности, если на плане его длина 3 см, а ширина 2 см? Масштаб плана 1: 1000.
Решение:
1000см =10м, то есть в 1см на плане – 10м на местности
- 3×10 =30(м) длина стадиона на местности
- 2× 10= 20(м) ширина стадиона на местности
- 30× 20= 600(кв.м.) площадь стадиона
26. Расстояние от села Антоновка до села Убоян примерно 2000 м. На карте оно соответствует 5 см. Определите масштаб карты.
Решение:
2000 = 200000см
- 200 000:5 = 40 000(раз) во столько раз уменьшено изображение на карте
1:40 000 масштаб карты
27. Расстояние по прямой между городами Якутск и Нюрба по трассе составляет 788 км. Каков масштаб, если на карте автомобильных дорог данное расстояние показано отрезком 24см?
Решение:
792 км = 79 200 000см
79 200 000:24 = 3 300 000 во столько раз уменьшены расстояния на карте, значит масштаб 1:3 300 000.
28. Длина железной дороги между станциями Томмот и Нижний Бестях Якутии составляет 439 км. Каким отрезком изображено это расстояние на карте, масштаб которой 1:10 000 000.
Решение:
Данный масштаб соответствует именованному масштабу – в 1см 100км
439: 100 = 4,39 (см) длина искомого отрезка.
29. Расстояние от истоков Лены до его устья на карте равно 4см. Масштаб физической карты 1: 100 000 000. Найдите примерную протяженность реки Лена.
Решение:
В 1см 1000км – именованный масштаб
4×1000 = 4000(км) примерная протяженность Лена.
30. Из жести сделан бак без крышки. Он имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Бак нужно покрасить снаружи и изнутри. Какую площадь надо покрасить, если бак имеет следующие размеры: а=1 м, в=0,5 м, с=1 м. Сколько потребуется краски, если на 1 кв. метр расходуется 0,2 кг краски?
31. Кабинет математики имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Сколько потребуется зеленой краски, чтобы покрасить стены кабинета, если кабинет имеет следующие размеры: а=6м, в=5м, с=3м. Сколько нужно заплатить за краску, если 1 кг краски стоит 110 рублей?
32. Пол комнаты класса, имеющий форму прямоугольника со сторонами 5 м и 6 м, нужно покрыть ламинатом прямоугольной формы. Длина каждой штуки ламината равна 150 см, а ширина – 15 см. Сколько потребуется таких ламинатов?
33. Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 15 см, чтобы облицевать ими стену школьной столовой, имеющую форму прямоугольника со сторонами 3 м и 2,7 м?
34. Рассчитайте расход горючего при вспашке трактором поля площадью 27 га, если норма расхода солярки составляет 1,3 кг на один гектар.
Примеры проектных задач
Проект «Покупка в кредит» может быть использован в любом классе, начиная с 5 – го, после изучения темы «Проценты» .
Необходимо исследовать возможность совершить покупку, на приобретение которой пока нет денежных средств. Что выгоднее – заработать и накопить, сохраняя деньги в «банке», заработать и накопить, открыв счет в сбербанке; совершить покупку в кредит, выплачивать который нужно будет из заработанных средств? Какие виды кредитов более выгодны? Соответствие цены и качества. Проведение необходимых расчетов по погашению кредита. Финансовые издержки (сколько денежных средств затрачено дополнительно на оплату кредита, что кажется учащемуся более выгодным и правильным – покупка в кредит, или накопление денежных средств на счете в банке, а затем совершение покупки).
Учащиеся получают так же необходимые дополнительные разъяснения об основах трудового законодательства для несовершеннолетних и возрасте, начиная с которого они могут получить кредит.
Проект «Квартирный вопрос» может быть разработан учащимися как творческое задание при изучении темы «Площадь и периметр». Проект может включать разделы: фотографии жилых помещений; планы жилых помещений; каталоги отделочных материалов; прайслисты с указанием цен на различные отделочные материалы; прейскурант стоимости услуг ремонтной фирмы; расчеты площадей отделываемых поверхностей; расчеты необходимого количества отделочных материалов; расчеты стоимости отделочных материалов; расчеты стоимости услуг ремонтной фирмы; расчеты общей стоимости ремонта. Класс может быть разделен на несколько групп – строительных бригад: оклейка обоями и окрашивание стен и потолков; укладка паркетных полов; отделка ванных комнат кафелем и др.
Проект «Калорийность потребительской корзины». Разрабатывается при изучении темы «Проценты». Учащиеся изучают зависимость между энергозатратностью организма и энергоёмкостью (калорийностью) пищи для организации здорового питания школьника. В результате выполнения проекта учащиеся учатся вычислять свою дневную норму, считать калорийность своего суточного рациона питания.
Примеры практико – ориентированных задач по профессиям
Домохозяйка
1. Мама решила приготовить салат из огурцов, помидоров и редиски. Вся масса салата должна составить 400 г. Сколько нужно положить помидоров, если масса огурцов составляет 150 г., а масса редиски в 2 раза меньше массы огурцов?
2. Хозяйка собрала 17 кг яблок. Сколько получится свежевыжатого сока, если сок составляет 80% от массы всех яблок?
3. Купили 15 кг груш. На компот решили истратить 40% все груш, а остальное пошло на варенье. Сколько кг сахара нужно купить для варенья, если на 1 кг свежих груш нужно 800 г. сахара?
4. Для приготовления летнего салата для семьи нужно 500г помидоров по цене 25 руб. за 1 кг, 300 г огурцов по цене 40 руб. , 30 г зеленого лука по цене 6 руб., 50 г сметаны по цене 50 руб. за баночку массой 200 г. Какова будет стоимость салата?
5. На шоколадную фабрику привезли 2 ящика какао бобов. В первом ящике было в 10,5 раз больше какао бобов чем во втором. После того как из первого ящика взяли 16 кг, а во второй добавили 22 кг, какао бобов стало поровну. Сколько какао бобов было первоначально в каждом ящике?
Продавец
1. В магазин привезли 400 кг апельсинов. В первый день продали 15%, а во второй день 0,5 оставшихся. Сколько осталось апельсинов в магазине?
2. В школьный буфет привезли пирожки. Ученики старших классов скупили 120 пирожков, что составило 48% всего количества. Сколько всего привезли пирожков? Сколько пирожков купили ученики младших классов, если 17 пирожков остались не проданными?
Строитель
1.Для строительства гаража можно использовать один из двух типов фундамента: бетонный или фундамент из пеноблоков. Для фундамента из пеноблоков необходимо 5 м3 пеноблоков и 2 мешка цемента. Для бетонного фундамента необходимы 4 т щебня и 40 мешков цемента. 1 м3 пеноблоков стоит 2400 руб., щебень стоит 640 руб. за 1 тонну, а мешок цемента стоит 240 руб. Сколько будет стоить материал, если выбрать наиболее дешевый вариант? Наиболее дорогой вариант?
Фармацевт
1.Больному прописано лекарство, которое нужно пить о 0,5 г. 3 раза в день в течении 8 дней. В одной упаковке 8 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
Бухгалтер
1.Клиент взял в банке кредит 18000 руб. на год под 12% годовых. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?
Водитель
1.Водителю выдали американский автомобиль, на спидометре которого скорость измеряется в милях в час. Какова скорость автомобиля в километрах в час, если спидометр показывает 26 мили/час? Ответ округлить до целого числа. Американская миля равна 1609 м.
Воспитатель
1.В летнем лагере 245 детей и 29 воспитателей. В автобус помещается не более 46 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?
Таксист
1.Таксист за месяц проехал 10000 км. Стоимость 1 л. бензина 27 руб. Средний расход бензина на 100 км составляет 7 литров. Сколько рублей потратил таксист на заправку автомобиля?
Строитель дорог
1.Для приготовления асфальта берется 43,06% щебня, 40,19 % песка дробленого,4,78% песка природного, 4,31 %битума, 7,66 % минерального порошка. Сколько надо взять каждого вещества, чтобы сварить 15 т асфальта?
Биология
Задание 1.
7 класс. Тема урока «Общая характеристика голосеменных»
С помощью учебника ⸹21 найдите и запишите в тетрадь отличительные особенности голосеменных растений.
Задание 2
9 класс. Тема урока «Общие принципы организации и работы нервной системы»
Используя материал ⸹6 нарисуйте в тетради схему рефлекса.
Задание 3
8 класс. Тема урока «Внешнее строение, скелет и мышечная система рыб.
Вставьте пропущенные слова из предложенного перечня (окраска, чешуя, обтекаемая, сопротивление, черепицеобразно, темная, светлая, легкое скольжение в воде, защита от грибков и бактерий, незаметная).
Форма тела …, что дает возможность преодолевать … воды. Тело покрыто тонкими костными пластинками, которые называются …. Они расположены …по ходу течения воды. На ощупь тело скользкое. Выделяемая слизь обеспечивает: …., а также … В коже рыбы расположены пигментные клетки, придающие телу …. Обычно на спине окраска более…, а на брюшке … Это дает возможность рыбе быть … в толще воды.
Задние 4
10 класс. Тема урока « Понятие о среде обитания. Водная среда»
Закрепление изученного материала Самостоятельная работа с учебником и ответы на вопросы.1.Какие группы организмов преобладают в водной среде: стенобиионтыв или эврибионты? 2что является лимитирующим фактором для гидрофитов в водной среде?3. 2что является лимитирующим фактором для гидробионтов в водной среде?
Задание 5
9 класс. Тема «Строение, функции и соединения костей»
Прием «интервью» . Прочитать ⸹18 и составить по 10 вопросов по теме. Затем задать вопросы одноклассникам.