Классный руководитель — ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей — очень сложное занятие. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя — создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 уч.г.» (формат файла. – размер ) скачать / посмотреть

Современные формы воспитательного часа (формат файла. – размер ) скачать / посмотреть

Рекомендации по организации классного руководства (формат файла. – размер ) скачать / посмотреть

Методические рекомендации о проведении информационных часов (формат файла. – размер ) скачать / посмотреть

Методические рекомендации по планированию воспитательной работы в классе и ее учете (формат файла. – размер ) скачать / посмотреть

Критерии и показатели оценки поведения учащихся учреждений общего среднего образования (формат файла. – размер ) скачать / посмотреть

ИНСТРУКЦИЯ о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования (формат файла. – размер ) скачать / посмотреть

Документация организационно-воспитательной работы

В «Рекомендациях по организации деятельности классного руководителя» сказано, что в соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, воспитательную работу с учениками класса организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Основанием для осуществления учителем классного руководства служат должностные обязанности учителя, определенные в 28 выпуске Единого квалификационного справочника должностей служащих. Классный руководитель назначается приказом руководителя учреждения образования из числа учителей на период обучения учащихся в учреждении общего среднего образования.

Организация работы классного руководителя регламентируется инструктивно-методическим письмом об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования. В нём сказано, что в своей работе классный руководитель и руко­водствуется Кодексом Республики Беларусь об образованииКонцепцией непрерывного воспитания детей и учащейся моло­дежи в Республике Беларусь, постановлением Министерства образования Республики Беларусь «Аб зацвярджэнні палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі», постановлениями Министерства образования Рес­публики Беларусь «О некоторых вопросах среднего специального образования», уставом учреждения образования, а также иными законодательными актами Республики Беларусь.

Основные направления идеологической и воспитательной работы, осуществляемой классным руководителем, определены в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 гг, методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по вопросам организации воспитательного процесса в учреждениях образования.

Приказом руководителя учреждения образования утверж­даются функциональные обязанности классного руководителя.

Согласно письму Министерства образования Республики Беларусь «О документообороте в учреждениях общего среднего образования» классному руководителю необходимо вести следующую документацию:

  • Классный журнал.
  • План идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть (полугодие).
  • Социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года).
  • Дневники учащихся.
  • Личная карточка учащегося.

Также к обязанностям классного руководителя относятся:

  • передача руководству общеобразовательного учреждения документов по предоставлению социальных льгот учащихся;
  • составление характеристик на обучающихся (по мере надобности);
  • ведение и обеспечение хранения протоколов родительских собраний.

Классный руководитель также ведет (заполняет) следующую документацию:

  • для организации  идеологической и воспитательной работы с классным коллективом проводит анализ своей деятельности, который отражается в аналитическом отчете за год (не входит, однако, в обязательную отчетную документацию);
  • для анализа эффективности проводимой воспитательной работы классному руководителю полезно вести дневник классного руководителя (не входит, однако, в обязательную отчетную документацию);
  • папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами класс­ных педагогических и социально-психологических исследований;

Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день). Подробно механизм планирования описан в методических рекомендациях «Планирование воспитательной работы в классе и ее учет»«Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования».

Процесс документирования организационно-воспитательной работы классного руководителя регламентирован Инструкцией о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, постановлением Министерства образования Республики Беларусь «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70»  из расчета 5 тарифицируемых часов на один класс-комплект. Количество тарифицируемых часов на одного классного руководителя определяется решением руководителя учреждения образования в зависимости от объема выполняемой работы.

Разъяснения по применению этого постановления содержатся в письме Министерства образования Республики Беларусь «О некоторых вопросах применения постановления Министерства образования».

При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. Классный руководитель должен записывать в журнал наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности.

Один из вариантов записи страницы в классном журнале состоит из:

Дата проведения Содержание работы Количество часов

Круг обязанностей классного руководителя

I. Организация деятельности классного коллектива.

1. Ведение журнала

2. Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом, направление ученика класса в советы дел, правильная организация каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старшего дежурного.

3. Организация дежурства по классу, по школе, по столовой.

4. Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.

5. Забота о внешнем виде воспитанников.

6. Организация питания.

7. Забота о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата различных услуг и т.п.)

II. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся.

1. Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.

2. Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение: им помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу.

3. Создание обстановки, благоприятствующей учебе.

4. Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений, коррекция, помощь в учебе, проведение мини педсовета учителей, работающих в классе. (раз в четверть).

5. Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьника.

6. Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов, экскурсий, посещение выставок, организация поездок и т.п.).

7. Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога).

8. Забота о круге чтения (рекомендации учителей – предметников, знакомство с кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция).

III. Организация вне учебной жизни классного коллектива.

1. Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношений, их коррекция, регулирование взаимоотношений.

2. Развитие умения общаться, воспитание ответственности перед коллективом за порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением.

3. Организация и прведение классных и информационных часов общения, внеклассных воспитательных мероприятий, творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или всего коллектива класса.

4. Всемерное вовлечение в общественно-полезную, нужную товарищам, людям деятельность, воспитание доброты и милосердия.

5. Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу. Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов. Приоретет здоровьюсберегающим технологиям, ЗОЖ.

6. Помощь в деятельности различных детских общественных организаций.

7. Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела, определение целесообразности и целенаправленности при организации и проведении любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь то классный, информационный час общения, классное собрание, беседа, откровенный разговор, огонек и т.д.). (Проведение одного тематического классного часа в месяц обязательно).

IV. Изучение личности и коррекция в воспитании школьника.

1. Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей.

2. Работа с характеристиками, портфолио учащихся, использование характеристик для коррекции личности воспитанника.

3. Организация нравственного, патриотического воспитания.

4. Воспитание общественно-гражданской культуры.

5. Формирование эстетической культуры.

6. Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков.

7. Привитие санитарно-гигиенических навыков, норм.

V. Работа с родителями.

1. Индивидуальная работа.

2. Групповые встречи, консультации.

3. Проведение классных родительских собраний.

Права классного руководителя

(не столь обширны как обязанности)

1. Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых учителями-пред-метниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока).

2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, дезорганизующие образовательный процесс, в порядке, установленном Уставом школы, Правилами о поощрениях и взысканиях.

3. Требовать от учителей-предметников информацию об организации образовательного процесса класса и отдельных учащихся.

ДОКУМЕНТАЦИЯ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО ВЕСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РАБОТНИКУ, ВЫПОЛНЯЮЩЕМУ ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

  • Классный журнал
  • Планирование работы (на полугодие)
  • Социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года, корректируется при необходимости)
  • Личная карточка учащегося
  • Дневники учащихся

Уважаемые коллеги! На сайте системы дистанционного обучения Moodle moodle.minsk.edu.by в разделе “Методическая копилка классного руководителя” размещены разработки уроков и внеклассных мероприятий, созданных  коллегами со всей территории Беларуси. В любой момент в гостевом доступе Вы можете их использовать в своей деятельности!

Справочник классного руководителя

Интересные материалы для классных часов и мероприятий