Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками

1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.

2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).

3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.

4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.

5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:

– наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;

– понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

– уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!

Как консультантам “Телефонов Доверия”, так и близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!

Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!


Предупреждение самовольных уходов детей из дома и учреждений образования

1.Ежедневно осуществлять контроль посещаемости занятий учащимися с целью предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних из семей и образовательных учреждений, их безвестного отсутствия.

2.Проводить индивидуальную профилактическую работу с детьми из семей СОП, и находящихся в трудной жизненной ситуации, а также не посещающими учреждение образования по неуважительным причинам, принимать меры по продолжению их обучения.

3.Организовать проведение мероприятий, направленных на профилактику самовольных уходов, безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также направленных на повышение статуса семьи и формирование законопослушного поведения учащихся.

4.Информировать учащихся о влиянии отклоняющегося поведения (агрессивного, противоправного, аддиктивного поведения, бродяжничества) на здоровье, отношения, жизнь и всю судьбу человека. Проведение классных часов по актуальным для данной проблемы темам.

5.Проводить работу по развитию личностных качеств и жизненных умений учащихся (развитие положительного отношения к себе, принятие свих качеств, особенностей, отличительных черт; развитие веры в себя через подчеркивание достижений и спокойного отношения к временным неудачам).

6.Проводить работу по развитию умения строить межличностные отношения и обучение моделям конструктивной коммуникации.       Умение легко устанавливать отношения помогают подростку отказываться от общения с неподходящей компанией без опасения остаться в одиночестве.

7. Обучать подростков самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю? Я действительно этого хочу или я завишу от желания противоречить и что-то доказывать?».

8.Обучать подростков неагрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

9.Предъявлять адекватные требования. Соответствие требований возможностям учащегося. Предоставление учащемуся права самому определять свои главенствующие интересы в жизни. Следует учитывать, что навязывание учащемуся собственных высоких стандартов и чуждых ему интересов вызывает обычно у него чувства неуверенности, неполноценности, а порой и агрессии.

10. Обеспечить эмоциональный комфорт учащегося. Нежелательно, чтобы он воспринимал педагога как чужого человека, настроенного против него. Поэтому педагогу желательно воспринимать трудных подростков такими, какие они есть, спокойно, проявлять сдержанность при каждом новом их негативном высказывании и проступке.

11. Избегать приклеивания ярлыков. Пересмотр педагогом своих негативных суждений о трудных воспитанниках, как неисправимых, быстрая положительная реакция и поощрение их усилий по преодолению недостатков в учебе и общении.

12.Поощрять активность. Рекомендуется загружать гиперактивных и неорганизованных детей полезной и увлекательной деятельностью, не оставляя им свободного времени для безделья.

Организация досуга несовершеннолетних, проведение культурно-массовых и тематических мероприятий.

13.Для возникновения у учащегося адекватной самооценки желательно, чтобы педагог в своих отношениях с несовершеннолетним руководствовался следующими правилами:

– уделять внимание всем учащимся;

– находить время для личного контакта с каждым учащимся;

– отмечать успехи учащихся и оценивать их справедливо;

-учитывать индивидуальные особенности учащихся.

14.При выявлении фактов ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению детей направлять информацию в КДН о принятии к родителям мер воздействия в соответствии с законодательством, либо в районный координационный совет о рассмотрении вопроса о признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении.